Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Трагедия под Свияжском: «Его очень попросили лететь – и он полетел...»

07.11.2017, 16:07      Новости Казани

Bell-407, принадлежащий фирме зятя Равиля Зиганшина, разбился при плохих погодных условиях недалеко от казанской горнолыжки — пилот погиб

Вчера около Свияжска потерпел крушение пассажирский вертолет Bell-407, которым, по данным источников «БИЗНЕС Online», постоянно пользовался глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Погиб 43-летний пилот Константин Мурин. Официальных версий трагедии несколько, однако в авиационных кругах РТ уверены: Мурина заставили лететь в плохую погоду, по правилам он должен был отказаться. Подобные случаи в Татарстане происходили уже не раз.

Спустя час местное отделение МЧС по службе спасения 112 получило сигнал о крушении, и на место происшествия были направлены все экстренные службы Фото: mchs.tatarstan.ru

ТРАГЕДИЯ В ОБЛАКАХ

6 ноября, около 7.00 утра в Верхнеуслонском районе Татарстана, в поле у садоводческого общества «Красный пахарь» потерпел катастрофу вертолет Bell-407 с бортовым номером RA-01927. Спустя час, местное отделение МЧС по службе спасения 112 получило сигнал о крушении, и на место происшествия были направлены все экстренные службы. Но спасать было уже некого — пилот (а он был на борту один) погиб. «Прибывший боевой расчёт пожарно-спасательной части № 8 с помощью ГАСИ (гидравлический аварийно-спасательный инструмент) деблокировал из искорёженных конструкций и извлёк тело погибшего пилота», — сообщила вчера пресс-служба МЧС России по Татарстану. Довольно быстро в публичном пространстве всплыло имя пилота – Константин Мурин . Хотя в официальных сводках оно не фигурировало, его подтвердили источники «БИЗНЕС Online» в авиационных кругах.

Информация о маршруте, по которому летел Bell-407, существенно разнится. Так, старший помощник руководителя приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Захаров сообщил «БИЗНЕС Online», что вертолет совершал полет из Казани в город-курорт «Свияжские холмы», где он должен был забрать отдыхающих. Другую версию позднее опубликовало МЧС: согласно ей, вертолет вылетел из международного аэропорта «Казань» и следовал в поселок городского типа Смышляевка в Самарскую область. Свою версию сегодня представило ПСО «Казань»: пресс-секретарь компании Светлана Брайловская сообщила нам, что разбившийся вертолет принадлежал ООО «Басма» и использовался для служебных командировок сотрудниками этой компании. «Прежде всего, компания выражает соболезнования семье и близким погибшего Константина Мурина», — сообщила она. «В день трагедии специалисты ООО „Басма“, которые были привлечены к работам на стадионе в Самаре, должны были вылететь на производственное совещание в Самарскую область с вертолетной площадки, расположенной в Верхнеуслонском районе Татарстана», — объясняет Брайловская. Сведений о причинах трагедии у компании нет: «Что касается причин катастрофы, то это в компетенции следователей. Только они вправе выдвигать версии и отрабатывать их».

Довольно быстро в публичном пространстве всплыло имя пилота – Константин Мурин (на фото). Хотя в официальных сводках оно не фигурировало Фото: аккаунт в Facebook

Приволжское следственное управление на транспорте следкома РФ возбудило уголовное дело ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека). Пока рассматриваются такие версии случившегося, как технические неисправности вертолета, ошибка пилота, некачественное топливо и неблагоприятные погодные условия. В частности, у вертолета мог отказать двигатель, сообщил вчера замначальника управления Ространснадзора РФ по РТ Альберт Сафин .

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР?

Между тем, авторитетный татарстанский авиатор, председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким уверен: причина аварии — исключительно человеческий фактор, точнее — ошибочное решение пилота вылететь в плохую погоду. «То, что он допустил грубое нарушение правил полетов, это факт, и от него никуда не денешься. Он не проявил принципиальность. То есть его очень попросили лететь — и он полетел. Это примерно так же, как приказали пилоту генерала Лебедя лететь, и он полетел, — сокрушается Хаким. — Я думаю, что он (Мурин) должен был понимать: погода нелетная, особенно в том районе, где обычно водная преграда и всегда возникает туман. Особенно в переходный период времени (7.00)... В данном случае, считаю, вертолет ни при чем. Технически он был исправен. К сожалению, исключительно человеческий фактор – один к одному та катастрофа, которая была с Майоровым, когда он летел из Альметьевска».

Азат Хаким уверен: причина аварии — исключительно человеческий фактор, точнее — ошибочное решение пилота вылететь в плохую погоду Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что в той катастрофе тоже разбился Bell-407. Это произошло в апреле 2012 в Альметьевском районе, у села Благодатное, при попытке совершить аварийную посадку в условиях сильного тумана. В момент крушения на борту находился 51-летний опытнейший пилот Валерий Майоров . Он погиб. Вертолет эксплуатировала авиакомпания «Ак Барс Аэро» (АБА), а обслуживал он Татнефть и тогда как раз летел за одним из руководителей нефтяников. В 2013 году суд взыскал с АБА компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней дочери пилота, в размере 150 тыс. рублей. Согласно заключению экспертов, причиной гибели Майорова стала потеря им контроля над высотой при погодных условиях, не соответствующих минимуму для полетов, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью... Добавим, что весьма схожи и обстоятельства другого авиапроисшествия. В июле 2014 в районе села Слобода Архангельская Новошешминского района РТ совершил жесткую посадку вертолет Robinson R44, принадлежавший все той же АБА. 34-летний пилот Вадим Гильманов получил тяжелые травмы. Отмечалось, что по маршруту была гроза, порывы ветра до 18 метров в секунду, ливень, сильная турбулентность.

С версией Хакима соглашается другой источник в авиаотрасли Татарстана, ранее работавший с Муриным: пилот не должен был лететь, однако с большой вероятностью, как это часто бывает в VIP-авиации, его уговорили. По словам Хакима, 70-80% вертолетов приспособлены для полетов лишь в простых метеоусловиях. «И когда начинают с этим понятием шутить, заканчивается всегда плохо. Есть специальные вертолеты, которые начинены крутой аппаратурой, безумно дорогие, они позволяют летать в сложных метеоусловиях. А эти предназначены для других целей», — объясняет авиатор.

Официальных версий трагедии несколько, однако в авиационных кругах РТ уверены: Мурина заставили лететь в плохую погоду Фото: mchs.tatarstan.ru

КРЫЛЬЯ ЗИГАНШИНА

Некоторая путаница изначально возникла в вопросе о том, кому формально принадлежал вертолет. Центральный региональный центр МЧС России почему-то сообщил, что Bell-407 под номером 01927 (согласно данным госреестра, он имеет лицензию на полеты от 2013 года) принадлежит уже обанкротившейся и ликвидированной в прошлом году АБА. И действительно, по открытым данным, раньше вертолет именно под этим номером входил в состав флота АБА, однако, как уверяют наши источники в авиакругах, на данный момент он не принадлежит ни одной татарстанской авиакомпании. Судно, по нашим сведениям, используется в повседневных нуждах генерального директора ООО «ПСО „Казань“ Равиля Зиганшина . О том, что, по предварительным данным, судно принадлежит ООО „Басма“, вчера заявила и Приволжская транспортная прокуратура.

Судно, по нашим сведениям, используется в повседневных нуждах генерального директора ООО «ПСО „Казань“ Равиля Зиганшина Фото: «БИЗНЕС Online»

В самой ПСО Казань не смогли подтвердить или опровергнуть тот факт, что Зиганшин лично летал на вертолете. «Руководство ООО „ПСО „Казань“ пользуется услугами различных авиаперевозчиков. Не исключено, что и данный борт был задействован для служебных командировок. Но с достоверностью сказать это не могу», — сообщила Брайловская. «По нашим сведениям, жизнь каждого члена экипажа и сама техника страхуются в обязательном порядке. Страховые суммы (как и страховая компания) нам неизвестны, так как вертолет принадлежит другой компании», — добавляет она.

Связь Bell-407 с Зиганшиным, владельцем горнолыжного курорта, рядом с которым и разбилось судно, легко просмотреть и по базам финансовых данных. В «Контур-Фокусе» есть казанское ООО «Басма», учрежденное зятем Зиганшина Тимуром Гайнутдиновым . Его уставной капитал — 10 тыс. рублей, а финансовые показатели не раскрываются. У «Басмы» есть дочернее ООО «БЕЛЛ Лимитед», баланс которого составляет 228,9 млн рублей — нормальная стоимость такого вертолета, как Bell-407. Правда, в видах деятельности «БЕЛЛ Лимитед» записана только «деятельность грузового воздушного транспорта», но ничего не сказано о пассажирском.

На заднем плане за спиной Константина Мурина — вертолет Bell-407. Его можно использовать в деловых поездках, а еще перевозить коллег и членов семьи. Это одна из самых популярных марок у важных персон РТ Фото: аккаунт в Facebook

У «БЕЛЛ Лимитед» с 2012 года сменилось несколько учредителей: в 2012-2015 годах им была одна из фирм холдинга «Ак барс», до 2016-го — ООО «Авиасервис», та самая авиакомпания, которую в 2014 году создали власти Татарстана для развития коммерческих перевозок, и буквально за месяц до того, как попасть в руки Гайнутдинова, — ООО «Ак барс ипотека» Ак Барс Банка. Похоже, фирма вместе с «прикрепленным» к ней вертолетом переходила из рук в руки в процессе банкротства, пока не попала к семейству Зиганшиных. В его распоряжении, по нашим данным, остается еще один борт — Bell-429.

Bell-407 — легкий многоцелевой вертолет, его экипаж состоит из одного-двух пилотов, а борт может принять до шести пассажиров. Так что его можно использовать в деловых поездках, а еще перевозить коллег и членов семьи. Это одна из самых популярных марок у важных персон РТ. Информация по машинам и по их владельцам в подавляющем большинстве случаев закрыта, но можно предположить, что Bell-407 пользуются (или в недавнем времени пользовались) правительство РТ, «Ак Барс» Банк, «Татнефть» (машина приобретена взамен разбившейся в 2012 году), депутат Госдумы, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин , группа компаний «Профит», генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов .

Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертиз Фото: mchs.tatarstan.ru

«И ЧТО ОН ПОЕХАЛ В ЭТУ ЯМУ? НОРМАЛЬНО ОСЕЛ В США...»

Погибшего пилота хорошо знают в республике. Мурин, по нашим сведениям, недавно прилетел на работу в Татарстан из США, где проживает его семья. Источник «БИЗНЕС Online» называет его квалифицированным пилотом, налетавшим немало миль на Ми-8, Robinson и Bell. «Я знаю, что он летал как на Ми-8, так и на иностранных машинах. И налет у него, будем так говорить, средний», — подтверждает эту информацию Хаким.

На странице Мурина в Facebook летчик стоит в ангаре, а на заднем плане — Bell-407 фиолетового цвета. Помимо солидного запаса фотографий на фоне различного типа воздушных судов есть фото, на котором Мурин позирует с огромной щукой на руках, а в комментариях обещает наделать из нее котлет. Из сжатой биографической справки известно, что родился Мурин в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (АВЛУГА, Казахстан). В качестве места работы на странице указано «Казанское авиапредприятие». По данным «БИЗНЕС Online», за несколько дней до катастрофы пилот ушел в отпуск.

Из сжатой биографической справки известно, что родился Мурин в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (Казахстан) Фото: аккаунт в Facebook

Константин подчеркивал, что находится в «свободных отношениях», а в друзьях на его страничке указано трое несовершеннолетних детей — Денис Мурин, Иван Мурин и София Мурина. Знакомые вспоминают Константина с теплотой и подчеркивают его дружелюбный характер. «Мой супруг с раннего детства дружил с Костей, потом они учились вместе в АВЛУГЕ. Костя, как и его отец, тоже стал вертолетчиком. Как о человеке могу сказать о нем только самое хорошее. Очень чуткий, внимательный и добрый. Гибкий по характеру, не конфликтный. Мы потеряли не друга, а брата, близкого родного человека!» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Людмила Ефимова . Один из одногруппников Мурина по летному училищу Игорь Мхитаров сейчас живет в Вашингтоне. В 1990-х он учился с Константином в Актюбинске и считает, что лучше бы тот остался в США. «Классный он был мужик, спокойный, добрый, никогда никому ничего плохого не делал, не злобный. „И что он поехал в эту яму?.. Здесь он нормально осел, по-среднему жил, тихо-тихо поднимался. Жалко очень“, — вспоминает Игорь.

Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертиз.

Елена Иванова , Тимур Латыпов , Алексей Лучников
Источник: https:
 Читайте также:

Врачи из Татарстана стали лучшими пластическими хирургами и косметологами года

Всероссийская премия «Золотой ланцет-2017» прошла в Москве. (Казань, 17 ноября, «Татар-информ»). Медики из Татарстана стали лауреатами всероссийской премии «Золотой ланцет-2017», которая прошла накануне в Москве. Лучшим в номинации «Пластический хирург года» стал врач-м..

В жуткой аварии в Татарстане столкнулись три машины и пострадали три человека (ФОТО)

В аварии в Пестречинском районе пострадали три человека, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ. Накануне вечером на единый номер вызова экстренных служб 112 поступило сообщение о том, что возле села Старое Шигалеево столкнулись «КАМАЗ», «Хонда» и «Ф..

УНИКС заработал пять выходных

В чемпионате Единой лиги ВТБ и групповом турнире Кубка Европы наступил двухнедельный перерыв. (Казань, 16 ноября, «Татар-информ», Сергей Гаврилов). Игроки казанского УНИКСа получили пять выходных дней – команда приступит к тренировкам 21 ноября. В чемпионате Едино..

Декретная бухгалтерия

Как молодым родителям продержаться до выхода мамы на работу? ТИПИЧНАЯ ПРОБЛЕМА. На днях ко мне заглянула сильно взволнованная чем-то подруга, которая минувшим летом вышла замуж. На вопрос о том, что случилось, она со слезами ответила, что муж хочет детей, но она ума не приложи..

Нужна ли нам мелочь в кошельке?

В Татарстане начала работать «горячая линия» по вопросам размена монет. С 10 ноября по 1 декабря 2017 года в Отделении - НБ по Республике Татарстан Волго-Вятского ГУ Банка России действует телефон «горячей линии» (843) 235-04-83 по вопросам граждан о возможности использования мон..

История Татарстана в вещах

Уважаемые читатели! Накануне большого юбилея - 100-летия Республики Татарстан, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дает старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА..

Крушение блистательного клана: за какие грехи у Владимира Швецова повязали сына?

Уголовные разборки вокруг автовокзала «Южный», похоже, дорого обошлись интересантам – семейству бывшего вице-премьера РТ Как стало известно «БИЗНЕС Online», полицейские задержали сына бывшего министра транспорта РТ Владимира Швецова-младшего – его взяли врасплох, в цент..

Глава Марий Эл: В аварии микроавтобуса и лесовоза погибли 15 человек

На месте трагедии работают спасатели, следователи и психологи Лика ИСАЕВА Страшная трагедия произошла на 64-м километре автодороги "Йошкар-Ола-Козьмодемьянск". Пассажирский микроавтобус "Мерседес Спринтер" выехал из столицы республики в направлении поселка Юрино. В Килемарском..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство